Версия для слабовидящих

Российскому флоту - быть!

Дата события: 30.10.1696 Опубликовано: 10.11.2025 в 20:42 Памятные даты
30 октября 1696 года - день основания Российского Военно-морского флота

Рождение русского флота

Славная история флота Российского берет свое начало более трехсот лет назад и неразрывно связана с именем Петра Первого. Еще в юности, обнаружив в 1688 году в своем амбаре подаренный их семье ботик, названный позднее «Дедушкой русского флота», будущий глава государства навсегда соединил свою жизнь с кораблями. В этом же году он основал верфь на Плещеевом озере, где благодаря стараниям местных умельцев был построен «потешный» флот государя. Уже к лету 1692 года флотилия насчитывала несколько десятков судов, из которых выделялся красавец-фрегат «Марс» с тридцатью пушками.

Справедливости ради надо отметить, что первый отечественный корабль был построен еще до рождения Петра — в 1667 году. Голландские мастера совместно с местными ремесленниками на реке Ока сумели построить двухпалубный «Орел» с тремя мачтами и возможностью путешествия по морю. Одновременно с этим были созданы пара шлюпок и одна яхта. Руководил этими работами мудрый политик Ордин-Нащокин из московских бояр. Название, как можно догадаться, досталось кораблю в честь герба. Петр Великий считал, что это событие положило начало морскому делу на Руси и «достойно прославления в веках». Однако в истории день рождения военного флота нашей страны связан с другой датой…

Шел 1695 год. Необходимость в создании благоприятных условий для зарождения торговых отношений с государствами Европы привела государя к военному конфликту с Османской империей в устье Дона и низовьях Днепра. Петр Великий, видевший необоримую силу в своих новоиспеченных полках (Семеновском, Преображенском, Бутырском и Лефортовском), решает идти походом под Азов. Он пишет в Архангельск близкому другу: «Пошутили под Кожуховым, а теперь и под Азовом пошутим». Результаты этого похода, несмотря на доблесть и отвагу русских солдат, обернулись тяжелыми потерями. Тогда Петр понял, что война — вовсе не детская забава. Готовя следующую кампанию, он учел прежние ошибки и решился на создание абсолютно новой в стране военной силы.

Петр поистине был гением — благодаря своей воле и уму он сумел создать целый флот всего за одну зиму и средств для этого не жалел. Сперва он запросил помощи у западных союзников — короля Польского и императора Австрийского. Они выслали знающих инженеров, корабельных мастеров и артиллеристов. После прибытия в Москву Петр организовал собрание генералов для обсуждения второй кампании по овладению Азовом. Было постановлено соорудить флот из 23 галер, 4 брандеров и 2 кораблей-галеасов. Адмиралом флота определили Франца Лефорта. Командующим всей Азовской армией стал генералиссимус Алексей Семенович Шеин. Для двух главных направлений операции — на Дон и на Днепр — организовали армии Шеина и Шереметева. Под Москвой в спешном порядке строили брандеры и галеры, а в Воронеже впервые на Руси создавали два огромных 36-пушечных корабля — «Апостол Павел» и «Апостол Петр».

Помимо этого предусмотрительный государь повелел соорудить более тысячи стругов, несколько сотен морских лодок и обычных плотов в поддержку сухопутной армии. Их постройкой занялись в Козлове, Сокольске, Воронеже. В начале весны корабельные части привезли для сборки в Воронеж, и уже в конце апреля суда были на плаву. 26 апреля на воду был спущен первый галеас — «Апостол Петр».

Основной задачей флота было блокирование не сдававшейся крепости с моря, лишив ее поддержки живой силой и провиантом. Армия Шереметева должна была направиться к Днепровскому лиману и проводить отвлекающие маневры. В начале лета все корабли русского флота воссоединились под Азовом, и началась осада. 14 июня прибыл турецкий флот из 17 галер и 6 кораблей, но он простоял до конца месяца в нерешительности. 28 июня турки попытались подвезти десант: гребные суда направились к берегу. По приказу Петра наш флот незамедлительно снялся с якоря, и турецкие капитаны, увидев это, развернули корабли и ушли в море. Так и не получив подкрепления, крепость объявила капитуляцию 18 июля. Первый выход военного флота Петра увенчался полным успехом. Спустя неделю флотилия вышла в море для осмотра завоеванной территории: государь с генералами выбирали место на побережье для строительства нового военно-морского порта. Позже вблизи Миусского лимана были основаны крепости Павловская и Черепахинская. Азовских победителей ожидал торжественный прием в Москве.

Для решения вопросов обороны захваченных территорий Петр Первый созвал в селе Преображенском Боярскую думу. Там он и спросил — выстроить «караван морской али флот». 20 октября на очередном заседании дума постановила: «Быть морским судам!»

На последовавший вопрос «А скольким?» решили «справиться у крестьянских дворов, за духовными и разными чинами людей, накладывать суды по дворам, у торговых людей выписать из таможенных книг». Так начал свое существование Российский императорский военно-морской флот.

Сразу решили строить 52 корабля и спустить их на воду в Воронеже до начала апреля 1698 года. Доли распределили так: духовенство — один корабль с каждых 8000 дворов; дворянство — с 10 000; купечество, посадские люди и иностранные купцы — 12 кораблей вместе. Остальные корабли строило государство на налоги. Дело затевалось нешуточное: плотников искали по всей стране, в помощь выделяли солдат. Более 50 иностранных специалистов работали на верфях, а сотня талантливых молодых людей отправилась за границу постигать основы кораблестроения. Среди них, в должности урядника, был и Петр. Помимо Воронежа, верфи построили в Ступине, Таврове, Чижовке, Брянске и Павловске. Желающие проходили ускоренные курсы корабельных мастеров и подручных. В Воронеже в 1697 году создали адмиралтейство. Первым военно-морским документом российского государства стал «Устав по галерам», написанный Петром I во время второго Азовского похода на командной галере «Принципиум».

Становление и развитие флота в XVIII веке

На Воронежской судоверфи 27 апреля 1700 года достроили «Гото Предестинация» — первый линейный корабль России. По европейской классификации начала XVIII века он заслужил IV ранг. Россия по праву гордилась своим детищем: строительство шло без участия зарубежных специалистов.

К 1700 году Азовский флот насчитывал более сорока парусных судов, а к 1711-му — около 215 (включая гребные), из которых 44 корабля были вооружены 58 пушками. Благодаря этому удалось подписать мирный договор с Турцией и начать войну со шведами. Бесценный опыт строительства кораблей позволил добиться успеха на Балтике и сыграл важную роль в Северной войне.

Балтийский флот строился на верфях Санкт-Петербурга, Архангельска, Новгорода, Углича и Твери.

В 1712 году был учрежден Андреевский флаг — белое полотнище с голубым косым крестом. Под ним сражались и побеждали многие поколения моряков Российского флота.

Всего за тридцать лет (с 1696 по 1725 годы) в России появился регулярный Азовский, Балтийский и Каспийский флот. Построено 111 линкоров и 38 фрегатов, несколько десятков бригантин, множество галер, скампавей и бомбардирских кораблей, шмаков и брандеров, более трехсот транспортных судов и огромное количество малых лодок. Русские корабли по своим качествам не уступали судам великих морских держав — Франции и Англии. Однако, чтобы защищать приморские территории и одновременно проводить боевые операции, корабли порой покупали за рубежом.

Все главные распоряжения исходили от Петра I, но помогали ему Ф. А. Головин, К. И. Крюйс, Ф. М. Апраксин, Франц Тиммерман, С. И. Языков. Прославили себя корабельные мастера Ричард Козенц, Скляев, Салтыков, Василий Шипилов. К 1725 году морских офицеров и кораблестроителей готовили в особых школах и морских академиях. Центр судостроения и подготовки специалистов переместился из Воронежа в Санкт-Петербург.

Наши моряки одержали первые победы в сражениях при острове Котлин, полуострове Гангут, островах Эзель и Гренгам, захватили первенство на Балтийском и Каспийском морях. Российские мореплаватели совершили множество географических открытий: Чириков и Беринг в 1740 году основали Петропавловск-Камчатский, через год был обнаружен новый пролив к западному берегу Северной Америки. Морские странствия осуществлялись В. М. Головниным, Ф. Ф. Беллинсгаузеном, Е. В. Путятиным, М. П. Лазаревым.

К 1745 году большинство военно-морских офицеров выходили из дворян, а матросы были рекрутами из простого народа (срок службы — пожизненный). Нередко нанимали и иностранных специалистов: например, командир Кронштадтского порта Томас Гордон.

Адмирал Спиридов в 1770 году в Чесменском сражении разгромил турецкий флот и установил господство России в Эгейском море. Россия победила в войне с Турцией 1768–1774 годов. В 1778 году основан порт Херсон, а в 1783-м на воду спущено первое судно Черноморского флота. К концу XVIII — началу XIX века наша страна занимала третье место в мире по количеству и качеству кораблей — после Франции и Великобритании.

Российский флот в XIX — начале XX века

В 1802 году создано Министерство морских сил. В 1826 году сооружен военный пароход «Ижора» (8 пушек), через 10 лет — пароходофрегат «Богатырь» с паровым двигателем и гребными колесами. С 1805 по 1855 годы русские мореплаватели совершили около 40 кругосветных и дальних плаваний и осваивали Дальний Восток.

В 1856 году Россия подписала Парижский мирный договор и лишилась Черноморского флота. В 1860-е паровой флот окончательно сменил парусный. Россия активно строила паровые боевые корабли — тихоходные, не для дальних походов. В 1861 году спущена первая канонерская лодка «Опыт» с броневой защитой; она прослужила до 1922 года и стала полигоном ранних опытов А. С. Попова по радиосвязи на воде.

К концу XIX века флот расширялся при Николае II. Промышленность росла, но не поспевала за потребностями флота, поэтому корабли заказывали в Германии, США, Франции и Дании.

Русско-японская война обернулась тяжелым разгромом флота: почти все боевые корабли потеряны. После неудачи флот лишился третьего места и откатился на шестое.

В 1906 году началось возрождение ВМС: решено иметь подводные лодки. 19 марта указом Николая II в строй ввели 10 субмарин — день подводника. С 1906 по 1913 годы Россия израсходовала 519 млн долларов на нужды флота — этого было мало на фоне роста флотов ведущих держав.

Во время Первой мировой войны флот Германии существенно опережал российский. В 1918 году Балтика была под контролем Германии; она перевозила войска, поддерживая независимую Финляндию, контролировала оккупированные Украину, Польшу и запад России.

Главным противником на Черном море оставалась Османская империя. Главная база — Севастополь. Командующим был Андрей Августович Эбергард, в 1916 году его сменил адмирал Колчак. В октябре 1916 года на стоянке взорвался линкор «Императрица Мария» — крупнейшая потеря Черноморского флота (причины не установлены; вероятна диверсия).

Развитие флота в советский период

Революция и гражданская война стали катастрофой для флота. В 1918 году корабли Черноморского флота частично захватили немцы, частично были выведены и затоплены в Новороссийске; некоторые суда немцы передали Украине. В декабре Антанта захватила корабли в Севастополе и передала Вооруженным силам Юга России (белым), они воевали против большевиков. После разгрома белых остатки флота оказались в Тунисе. Матросы Балтийского флота восстали против Советской власти в 1921 году. В итоге у Советов осталось совсем немного кораблей — они и составили ВМФ СССР.

В годы Великой Отечественной войны флот защищал фланги фронтов и помогал другим родам войск. Моряки проявляли героизм, несмотря на численное и техническое превосходство противника. Флотом командовали адмиралы А. Г. Головко, И. С. Исаков, В. Ф. Трибуц, Л. А. Владимирский.

В 1896 году, вместе с празднованием 200-летия Санкт-Петербурга, отмечали и 200-летие основания флота. Самое масштабное торжество состоялось в 1996 году — 300-летний юбилей.

Военно-морской флот был и остается предметом гордости поколений. Флот России — это труд и героизм во славу страны, боевая мощь и безопасность граждан. Это несгибаемые люди, крепкие духом и телом. Россия будет гордиться Ушаковым, Нахимовым, Корниловым и многими другими флотоводцами, верно служившими Отчизне. И, конечно, Петром I — великим государем, создавшим сильную империю с могучим флотом.

Первые итоги СВО на море: перспективы развития ВМФ

Противостояние на море оказывает ограниченное влияние на общий ход СВО, поэтому по сравнению с доминированием БПЛА на суше меньше внимания уделяется морским безэкипажным системам (БЭК).

Между тем эффективность морских боевых роботов может оказаться выше, чем у воздушных. Да, БЭК дороже большинства БПЛА, но их цена — сотни тысяч долларов, тогда как даже корветы стоят десятки миллионов, фрегаты — сотни миллионов, а крейсеры и авианосцы — миллиарды. Корабли штучны, их мало, поэтому каждая потеря намного болезненнее.

БЭК способны нести мощный заряд ВВ, поэтому нескольких катеров может хватить для уничтожения крупного корабля. Вспомним атаку катера-камикадзе на американский эсминец «Коул» в Адене: один катер нанес крайне тяжелые повреждения. БЭК не обязательно «камикадзе»: они могут быть многоразовыми, нести ПКР, ПТРК, ЗУР и БПЛА, становясь полноценными боевыми единицами против надводных, береговых и воздушных целей.

В итоге флот БЭКов — дешевый и многочисленный — способен парализовать действия классических ВМС и морскую торговлю противника, отбиваясь за счет малых размеров, высокой скорости и бортового вооружения. Их очевидный недостаток — малая дальность, но в прибрежной зоне они могут доминировать, как БПЛА на суше.

Торпедные и ракетные катера XX века революции не совершили: они были экипажными, не слишком малыми, со слабой ПВО и никогда радикально не превосходили числом классические корабли. БЭК можно производить массово, создавая ВМС не меньшие проблемы, чем БПЛА сухопутным войскам. Пока БЭК не могут бороться с подлодками — здесь нужны другие технологии: подводный аппарат должен быть полностью автономным и управляться мощным ИИ. Это вопрос будущего; подлодки пока останутся традиционными, но концепция надводного флота должна меняться.

Подход — прагматичный, без лоббизма «традиционалистов»:

  1. Абсолютный приоритет — подводные силы (атомные и неатомные ударные ПЛ). Нуждаемость в РПКСН — тема отдельного обсуждения.

  2. Строительство авианосцев ВМФ РФ — нецелесообразно (нет ресурсов, мощностей, опыта, охранения, палубной авиации и практической необходимости).

  3. Завершить строительство МРК/корветов: слабая ПВО, нулевая ПЛО, сомнительные возможности против классических кораблей и БЭК при высокой цене.

  4. В мирное время — патрульные корабли Береговой охраны с возможностью быстрой конверсии в тральщики; остальные прибрежные корабли и катера — безэкипажные, малые и скоростные.

  5. Из традиционных надводных единиц оставить фрегаты (пр. 22350 и развитие), ничего крупнее.

  6. Закупить корпуса нескольких десятков больших контейнеровозов (возможно — азиатской постройки) для конверсии в вертолетоносцы-десантники, корабли-арсеналы (с сотнями/тысячами ракет в УВП), носители БПЛА/БЭКов — это расширит зону действия в океан. Охрана — фрегаты, ПЛ и собственные беспилотники.

Что получится — покажет время.

Записаться в автошколу на обучение

Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

© 2024 — 2025 ПО АНО "УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ДОСААФ РОССИИ Г. КРАСНОЯРСКА", ОГРН 1232400009203, ИНН/ КПП 2464161805/246401001

Мы используем cookies для сбора пользовательских данных — они помогают нам настраивать рекламу и анализировать трафик. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на обработку таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности и обработки персональных данных. Заполняя формы на сайте, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.

Сайт создан в студии Создание хороших сайтов в КрасноярскеДениса Мишина